Более 700 экспертов из России, Китая, Индии, Бразилии, США и других стран собрались на III Международной научно-деловой конференции POLAR в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ). Конференция прошла в Санкт-Петербурге 21 мая.
Ведущие эксперты обсудили ключевые аспекты устойчивого развития Арктики в контексте климатических изменений, оценили перспективы развития навигации на трассе Большого северного морского пути и предложили действенные меры по адаптации к меняющимся природным условиям и обеспечению экологической безопасности на Крайнем Севере.
Президентом России Владимиром Путиным поставлены масштабные задачи по развитию Арктической зоны Российской Федерации и активизации навигации по Трансарктическому транспортному коридору. Достижение стратегически значимых для страны целей требует совместной работы большого количества организаций, обмена опытом и новых идей, отметил в приветственном обращении к участникам конференции помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.
«Конференция стала важной площадкой для полярного сообщества, объединенного общими целями и глобальными идеями по эффективному освоению полярных регионов. Важно, что мероприятие позволило нам обсудить с зарубежными партнерами перспективные направления для укрепления и развития научного сотрудничества в Арктике. Именно такие встречи позволяют сформулировать видение и новые решения для устойчивого развития арктической зоны», — подчеркнул директор ААНИИ Александр Макаров.
Директор департамента международного сотрудничества Министерства природных ресурсов и экологии РФ Иван Кущ в своем выступлении подчеркнул стратегическую ценность арктических ресурсов и необходимость загрузки Северного морского пути.
«Российские компании уже ведут активную работу в этом направлении. На данный момент сформировано 9 минерально-сырьевых центров. Мы наращиваем объемы добычи, приняты программы по освоению 174 месторождений», — отметил он.
«Северный полюс» проекта 0093 / Фото: Корабел.ру
Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков представил ключевые проекты ведомства в высоких широтах. По его словам, активно развивается система мониторинга вечной мерзлоты, на данный момент действуют уже 78 пунктов наблюдений. В Арктике успешно работает ледостойкая платформа «Северный полюс» — завершилась первая экспедиция СП-41, продолжается вторая — СП-42. В 2022 году началось строительство крупнейшего научно-исследовательского судна «Иван Фролов», ввод которого запланирован на 2028 год.
Ключевым для России проектом в Арктике становится Трансарктический транспортный коридор. Генеральный директор ФГБУ «ГлавСевморпуть» Сергей Зыбко сообщил о рекордном количестве ледокольных проводок по Северному морскому пути в 2024 году. Он отдельно поблагодарил присутствующих на конференции представителей компаний «НОВАТЭК», «Норникель» и «Газпромнефть» за совместную работу по организации проводок судов. По словам Сергея Зыбко, при базовом сценарии к 2030 году грузопоток по этому коридору через Севморпуть должен превысить 109 млн тонн. Для достижения этих показателей государство планирует масштабную модернизацию портовой и железнодорожной инфраструктуры.
Источник: korabel.ru